Стриктура уретры: симптомы и лечение

Главная \ Урология \ Стриктура уретры
  1. Причины
  2. Симптомы
  3. Лечение

Стриктурой называют сужение мочеиспускательного канала (уретры), которое приводит к затруднению потока мочи. Среди состояний, приводящих к проблеме с опорожнением мочевого пузыря, стриктура занимает второе место после аденомы простаты.

Причины

• Травм костей таза (возникают при ДТП с частотой 1:100000; просвет уретры в задней (мембранозной, pars membranosa) части может быть сдавлен или перекрыт смещенными тканями).
  • Трансуретральных лечебных манипуляций (частичной и полной резекций простаты, HIFU, уретро- и цистоскопии, удаления опухолей мочевого пузыря и простаты чрезпузырным доступом, применение локальной радио- и химиотерапии, использование агрессивных антисептических средств при лечении цистита путём введения их через катетер; неправильное проведение катетеризации и долгое нахождение катетера в уретре).
  • Хронических инфекций мочеполовой системы (хламидиоз, гонорея и пр. заболевания, провоцирующие сначала - воспаление и отек слизистой канала, а затем - сужение просвета из-за появления рубцов и спаек).

Симптомы

Признаки стриктуры уретры схожи с проявлениями, характерными для гиперплазии простаты:

• чувство неполного опорожнения мочевого пузыря после мочеиспускания;
  • изменение характера струи мочи: ослабление, прерывание, разбрызгивание струи мочи;
  • затрудненное и долгое начало акта мочеиспускания, необходимость напрягать мышцы пресса;
  • боль и дискомфорт внизу живота и в уретре во время опорожнения мочевого пузыря;
  • примесь крови или помутнение мочи.

Пациенты после 40 лет с указанными симптомами, как правило, сначала проходят обследование на предмет заболеваний простаты.

Лечение

Терапия подразумевает изменение конфигурации или иссечение патологически изменённых тканей. Для этого применяют малоинвазивные методы:

• Внутренняя оптическая уретротомия - используется для расширения бульбарной части мочеиспускательного канала, если дефект имеет протяженность до 2 см. Заключается в рассечении суженного участка уретры с помощью уретротома.
  • Бужирование уретры - введение плотного проводника (бужа) в суженную часть мочеиспускательного канала.

Малоинвазивные операции имеют равный спектр показаний и эффективность - при удачном проведении бужирования или уретротомии результат сохраняется до 3 лет. Эти методы приводят к травматизации стенок канала, что может спровоцировать ухудшение состояния пациента и образованию стриктур в других участках уретры. Травма вызывает развитие реактивного воспаления и отека, что приводит к нарушению микроциркуляции и прогрессированию рубцовых изменений канала. Долгосрочной ремиссии можно достичь с помощью таких операций:

• Иссечение пораженного участка и ушивание краев канала с восстановлением его целостности ("иссечение-анастомоз"). Такие операции показаны при сужении мембранозного, бульбозного или простатического отделов мочеиспускательного канала.
  • Реконструктивные вмешательства (аугментационная уретропластика) - проводится в 1 или 2 этапа; подразумевает удаление измененной части уретры с подсадкой вместо неё слизистой оболочки щеки, крайней плоти или языка с воссозданием физиологичной толщины просвета мочеиспускательного канала.

Среди всех манипуляций наиболее действенными являются реконструктивные операции, позволяющие достичь стойкой ремиссии при стриктурах уретры. В современной практике этот способ лечения считается "золотым стандартом" при данной патологии.