Плоскоклеточная метаплазия мочевого пузыря. Симптомы. Причины. Диагностика. Лечение метаплазии в Санкт-Петербурге.

Главная \ Урогинекология \ Плоскоклеточная метаплазия мочевого пузыря
  1. Типы метаплазии
  2. Симптоматика
  3. Этиология
  4. Диагностика
  5. Лечение

Метаплазия определяется как трансформация уротелия, приводящая к замещению нормального уротелия плоским эпителием.

Проблема плоскоклеточной метаплазии мочевого пузыря изучена недостаточно.

На первоначальных этапах развития, плоскоклеточная метаплазия является защитным механизмом стенки мочевого пузыря в ответ на агрессивное воздействие на слизистую различных факторов, при этом, не исключается самостоятельное восстановление уротелия.

Существует два типа метаплазии:

Некератинизирующая плоскоклеточная метаплазия

• Присутствует у 85% женщин репродуктивного возраста и у 75% женщин в период менопаузы в мочепузырном треугольнике мочевого пузыря, в большинстве случаев считается нормальным (неметапластическим) процессом;
  • Может влиять на увеличение частоты позывов на мочеиспускание, срочность позывов (псевдомембранозный тригонит)
  • Не имеет риска прогрессирования до новообразования;
  • Может появляться у мужчин, получающих гормональную терапию при раке предстательной железы;
  • Гистология: плоскоклеточные клетки обычно имеют шарообразную форму из-за накопления гликогена.

Кератинизирующая плоскоклеточная метаплазия

• Связано с достаточно длительным раздражением слизистой оболочки, таким как длительная катетеризация, литиаз, хроническая инфекция мочевого пузыря, дивертикулы или паразитарное поражение мочевого пузыря, в частности шистосомоз;
  • При цистоскопии можно визуализировать серые\белые пятна или бляшки на фоне гиперемированной слизистой;
  • Гистология: гиперкератоз плоского эпителия;
  • Процесс может быть связан с сопутствующими или последующими карциномами с плоскоклеточной дифференцировкой и предполагается в качестве предвестника поражения плоскоклеточной карциномой. Считается, что риск развития плоскоклеточной карциномы при КПМ составляет от 20 до 42 %. Время от выявления метаплазии до выявления рака мочевого пузыря может варьировать от 4-5 до 28 лет, а в 10-20 % случаев, плоскоклеточный рак развивается синхронно с метаплазией.

В большинстве случаев плоскоклеточная метаплазия это процесс изменения эпителия слизистой мочевого пузыря без кератинизации. Кератинизирующая плоскоклеточная метаплазия достаточно редкое состояние, встречается с частотой 1 случай на 10 тыс. выявленных изменений.

Симптоматика

Симптомы плоскоклеточной метаплазии могут быть яркие, насыщенные, сходные с проявлениями цистита.

Пациенты с образованиями на слизистой оболочке мочевого пузыря жалуются на:

• жжение и дискомфорт в уретре;
  • болезненное или дискомфортное мочеиспускание;
  • частые позывы к мочеиспусканию (более 12 раз в сутки);
  • «хлопья» в моче;
  • дизурия (затрудненное опорожнение мочевого пузыря);
  • ноктурия (позывы к ночному мочеиспусканию чаще одного раза);
  • боль и дискомфорт в области мочеиспускательного канала, особенно проявляющиеся при половом акте.

Эти симптомы могут указывать на разные болезни мочеполовой системы. Отсутствие положительного результата после применения антибактериальных и противовоспалительных препаратов дает повод к проведению дальнейшего обследования пациента. Наличие метаплазии подтверждается в ходе цистоскопии и патоморфологического исследования после биопсии измененных тканей.

Причины болей при плоскоклеточной метаплазии мочевого пузыря достаточно не изучены. Боль обычно объясняется нарушением слоя гликозаминогликанов (GAG, соединений сложной структуры, имеющих отрицательный заряд), покрывающих уротелий. Это нарушение приводит к «синдрому проникающего эпителия», который позволяет проникать аллергенам, химическим раздражителям, лекарствам, токсинам и ионам калия в ткань мочевого пузыря, в результате чего возникает синдром болезненного мочевого пузыря. Проникновение мочи в подслизистый слой может служить причиной поддержания постоянного воспалительного процесса в стенке мочевого пузыря. В некоторых исследованиях обсуждается лечение синдрома болезненного мочевого пузыря с использованием инстилляции в мочевой пузырь гиалуроновой кислоты (ГК), как одного из компонентов GAG слоя с положительной ответной реакцией.

В некоторых исследованиях сообщалось о возникновении плоскоклеточной метаплазии в нейрогенном мочевом пузыре, особенно среди тех, кто подвергается опорожнению мочевого пузыря с помощью постоянного катетера.

Данные исследований рецепторов мочевого пузыря, в частности исследования ванилоидных рецепторов TRPV1, которые располагаются в подслизистой основе, объяснили механизм диссинергии детрузора и сфинктера. Чрезмерное срабатывание рецептора приводит к боли и поллакиурии с возможной последующей полной анергией.

Колебания рН среды мочевого пузыря вызывают раздражение рецепторов и, как следствие, дискомфорт и расстройства поведения мочевого пузыря. Присутствие мускариновых и никотиновых рецепторов в клетках уротелия может указывать на активное участие уротелия в регуляции функции мочевого пузыря. Ацетилхолин, высвобождаемый под воздействием различных импульсов (механических, биохимических и др.), стимулирует нервную систему, что приводит к чрезмерному сокращению мышц детрузора и, как следствие, к поллакиурии.

Этиология

Выделяют следующие причины метаплазии у женщин:

• дефицит витамина А,
  • генетическое расстройство с участием секреторных желез,
  • хроническое воспаление,
  • гормональный дисбаланс, в частности, эстрогена и прогестерона,
  • заражение шистосомами ( Schistosoma haematobium ),
  • рецидивирующие инфекции мочевыводящих путей,
  • хирургические процедуры, выполняемые на мочевом пузыре,
  • нейрогенные заболевания мочевого пузыря.

Метапластические изменения без ороговения в области мочепузырного треугольника считаются нормальным процессом в женском организме и расцениваются как реакция на выработку эстрогена. Такие изменения получили название «вагинальной метаплазии» из-за того, что при исследовании состояние эпителия напоминает метаплазию шейки матки. Такой вид встречается в основном у молодых женщин. Он характеризуется отсутствием клеточной атипии, присутствует у 80 % пациенток. У мужчин такой тип метаплазии встречается обычно в случае получения эстрогенов в составе терапии заболеваний предстательной железы.

Опасения вызывает кератинизирующая метаплазия, отличие которой состоит в ороговении мембраны. На начальном этапе плоскоклеточная метаплазия выполняет защитную функцию, предохраняя стенки мочевого пузыря от негативного внешнего влияния.

Изменения могут возникнуть как ответ на различные стрессовые факторы, в частности хронический цистит, бактериурия, конкременты мочевого пузыря, склеротические изменения, а также раздражение химическими реагентами, лекарствами. Наиболее опасны внутриклеточные паразиты такие, как уреаплазма, хламидии. При этом анализы мочи будут нормальными, потому что инфекция проникает глубоко внутрь слизистой оболочки. Результатом длительного воспалительного процесса являются изменения на клеточном уровне. Обнаружить образование можно с помощью цистоскопии.

Как одну из причин возникновения плоскоклеточной метаплазии называют яйца шистосом, что вызывает серьезные осложнения.

Проникновение мочи в подслизистый слой в районе бляшек поддерживает воспалительный процесс, усугубляя картину течения болезни. Если площадь поражения составляет 50 %, есть риск трансформации в онкологическое заболевание. На это влияет и длительность течения болезни, как отмечалось ранее.

Диагностика

Самым главным и информативным методом является цистоскопия с биопсией измененной слизистой мочевого пузыря.

Цистоскопия выявляет:

• гиперемию;
  • отек;
  • усиление рыхлости слизистой;
  • белесоватый налет;
  • наличие бляшек.

Цистоскопическая картина выглядит достаточно характерно: плотное белесоватое стелящееся образование или бляшки, возвышающиеся над слизистой на 1-2 мм, располагаются в области мочепузырного треугольника, могут распространяться на область устьев и шейку мочевого пузыря. Некоторыми авторами цистоскопическая картина сравнивается с «картиной талого снега». Очаги поражения могут четко выделяться на фоне гиперемированной слизистой, зачастую сливаются с ней.

Решение о проведении биопсии тканей мочевого пузыря принимается по решению врача в большинстве случаев.

Также целью обследования больных является выявление факторов, которые вызывают нарушения в деятельности мочеполовой системы. В частности, проводится микробиологическое исследование мочи, анализы соскоба методом ПЦР на скрытые инфекции или ЗППП, исследования крови и отделяемого на вирусное поражение, при необходимости привлекаются смежные специалисты: эндокринологи, неврологи.

Лечение

Терапия метаплазии зависит от возраста пациента, разновидности и тяжести заболевания. В первую очередь следует установить и ликвидировать причины, из-за которых появилось образование.

Если причиной являются инфекционные возбудители, то проводят антибактериальную терапию. Она отличается продолжительным характером и занимает около 2 – 3 месяцев, а иногда принимается решение о более длительном сроке 6-12 месяцев. В случаях, когда заболевание вызвано половыми инфекциями, лечение следует пройти обоим партнерам.

Некератинизирующая метаплазия не считается опасным заболеванием, имеющим риск развития онкологии, и не требует оперативного вмешательства в большинстве случаев. Для лечения предусмотрены современные методы терапии.

Один из способов устранения плоскоклеточной метаплазии – лазерная фототермокоагуляция. Метод заключается в использовании цистоскопа с лазерным электродом, с помощью которого прижигаются пораженные участки. Операция проводится под наркозом. После процедуры не требуется установки катетера, обезболивания. Через несколько дней больные чувствуют значительные улучшения. Рецидивы крайне редки. Исключено появление рубцов, спустя месяц на месте операции появляется гладкий эпителий. Подобные результаты достигают при использовании аргоноплазменной коагуляции.

К эффективным методам лечения относится и трансуретральная резекция. Процедура более травматичная, поэтому применяется только при наличии больших участков поражения. Проводится операция с помощью резектоскопа. Петля аппарата захватывает и удаляет образования, биологические образцы которого отправляют для дальнейшего изучения в лабораторию.

Наряду с радикальными мероприятиями предусмотрена комплексная терапия, включающая:

• противовоспалительные средства;
  • инстилляции мочевого пузыря растворами гиалуроновой кислоты;
  • комбинированные смеси с гепарином;
  • физиотерапевтические процедуры, поддерживающие адекватный кровоток в слизистой и активность рецепторного аппарата шейки мочевого пузыря.

При появлении симптомов цистита, которые так сходны с симптомами плоскоклеточной метаплазии, не следует заниматься самолечением. В этих случаях нужно обратиться к специалистам и постараться пройти комплексное обследование, включающее цистоскопию и гистологическое исследование. Заболевание проще вылечить на ранних стадиях возникновения.