Везикулит - симптомы, лечение

1. Симптомы
  2. Диагностика
  3. Лечение

Везикулит - воспаление семенных пузырьков. Чаще всего заболевание развивается на фоне воспалительного процесса других органов мочеполовой системы (простатит, эпидидимит, уретрит). Везикулит бывает одно- (у 10-15% пациентов) или двусторонним (у 80-85% пациентов), а также различается по форме течения на острый и хронический (первично или как результат недолеченного острого везикулита). По причинам возникновения выделяют аспетический (возникший из-за застойных явлений в семенных пузырьках и нарушении венозного оттока крови от них) и инфекционный (возникший из-за действия микроорганизмов) везикулиты. Среди факторов, способствующих развитию везикулита, выделяют:

• малоподвижный образ жизни;
  • проблемы со стулом (склонность к запорам);
  • очаги хронической инфекции в организме;
  • долгое воздержание от половых контактов;
  • переохлаждение.

Острый везикулит отличается внезапным появлением таких симптомов:

• Увеличение температуры тела до 37,5-38,00С;
  • общеинтоксикационные симптомы: головная боль, озноб;
  • боль в области поясницы, паха, прямой кишки, надлобковой зоне, промежности;
  • усиление боли при эякуляции, мочеиспускании или дефекации;
  • простаторея - появление слизи и содержимого уретры при дефекации;
  • гемоспермия - кровь в сперме.

Чаще всего диагностируют катаральный везикулит. Заболевание может спровоцировать воспаление окружающих тканей - паравезикулит. При хроническом везикулите болезнь манифестирует бессимптомно. Со временем пациенты могут отмечать такие проявления, как:

• слабая боль в зоне промежности, прямой кишки и крестца, отдающая в гениталии;
  • снижение полового влечения, эректильная дисфункция;
  • эрекции, которые сопровождаются болью; .
  • появление следов крови в моче, сперме;
  • снижение качества оргазма вплоть до полной его потери.

Симптомы хронического везикулита могут быть более или менее выраженными - часто болезнь развивается бессимптомно или проявляется скудной симптоматикой. Среди осложнений острого везикулита возможна эмпиема (нагноение) семенных пузырьков. Хроническое их воспаление осложняется хроническим эпидидимитом, что при отсутствии лечения приводит к бесплодию в долгосрочном прогнозе из-за обструкции семенных канальцев.

Диагностика

Для выявления везикулита нужно посетить уролога. Врач проводит и назначает такие обследования:

• посев секрета (выявляются воспалительные изменения - бактерии, нейтрофильные лейкоциты, эритроциты);
  • общие анализы крови и мочи (показывают воспалительные изменения: сдвиг лейкоцитарной формулы влево в ОАК; лейкоциты, возможно единичные бактерии - в ОАМ);
  • ректальное пальцевое исследование (обнаруживается увеличение семенных пузырьков, болезненность при пальпации);
  • УЗИ половых органов - выявляют увеличение пузырьков в размерах, контуры могут быть несколько размытыми из-за отека тканей;
  • сперматограмма - повышение вязкости эякулята, уменьшение или увеличение его количества, гемоспермия, снижение количества и подвижности сперматозоидов.

Лечение

При остром везикулите показан постельный режим. В основном применяют комплексную консервативную противовоспалительную терапию. Первый этап лечения (пока присутствует субфебрилитет и симптомы интоксикации) назначают медикаменты:

• Антибиотикотерапия (этиотропное лечение).
  • НПВС (облегчение болевого синдрома, снятие воспаления).

После устранения острых явлений назначают физиотерапевтические процедуры: тёплые микроклизмы с отваром ромашки, лечебные горячие ванны, прикладывание грелок в зону промежности. При нагноении семенных пузырьков показано проведение пункции и дренирования, после чего пациенту назначают медикаментозное лечение. Хронические формы лечат комплексно, длительными курсами. Назначаются антибиотики и проводят ряд физиопроцедур:

• трансректальный массаж простаты - способствует налаживанию дренажной функции вен и лимфатических сосудов семенных пузырьков, способствует выведению их содержимого.
  • магнито-лазерная терапия - воздействие лазером в электромагнитном поле на воспалительный очаг, в результате чего происходит улучшение микроциркуляции и снижение отека тканей и боли.
  • диатермия - глубокое прогревание тканей с помощью электроволн. Даёт местное улучшение трофики и микроциркуляции.
  • могут назначаться аппликации с лечебной грязью на область промежности.