Колликулит. Воспаление семенного бугорка. Гипертрофия семенного бугорка.

Главная \ Урология \ Колликулит. Воспаление семенного бугорка. Гипертрофия семенного бугорка.
  1. Семенной бугорок
  2. Колликулит
  3. Диагностика
  4. Гипертрофия семенного бугорка

Семенной бугорок

семенной холмик.jpeg

Семенной бугорок (синонимы: семенной холмик, лат. - colliculus seminalis) – анатомическое образование, распологается в задней части простатического отдела уретры, в виде холмика, на вершине которого расположено отверстие, которое называется мужской маточкой.  Средние размеры семенного бугорка: длина – 15 мм., ширина – 3 мм., высота – 3 мм. На поверхности семенного бугорка открываются протоки простаты и семявыносящие протоки. Структура семенного холмика представлена соединительной тканью и гладкомышечными волокнами. Его поверхность покрыта переходным эпителием. Холмик имеет богатое кровоснабжение и иннервацию. Следует сказать, о венозной системе, которая имеет лакунарное строение, за счет чего бугорок способен увеличиваться в объеме, что происходит в момент эрекции. До сих пор не утихают споры: одни исследователи считают его важнейшим анатомическим образованием, участвующим в таких процессах как эякуляция и эрекция, другие же считают его рудиментом женских внутренних половых органов и не связывают его с физиологией половых процессов. По всей видимости, истина - в середине. Так, например, при механическом раздражении семенного бугорка у многих мужчин происходит эякуляция, кроме того, воспалительные явления зачастую сопровождаются укорочением полового акта, что можно считать доказательством участия данного образования в нормальных половых функциях. Однако не стоит переоценивать важность семенного холмика. Например, раньше считалось, что во время эрекции он, увеличиваясь, препятствует забросу спермы в мочевой пузырь. Как оказалось позже, данная барьерная функция принадлежит мышечным элементам шейки мочевого пузыря и верхних отделов предстательной железы.

Колликулит

Колликулит – это воспаление семенного бугорка, чаще сочетается с уретритом, простатитом, везикулитом, эпидидимитом. По сути, является задним уретритом (воспаление простатического отдела уретры).  Встречается первичный колликулит и вторичное воспаление семенного бугорка. Можно выделить следующие возможные симптомы заболевания:

• боль в области промежности, тупого ноющего характера, различной интенсивности;
  • ощущение дискомфорта или зуда в заднем отделе мочеиспускательного канала;
  • ощущение инородного тела в области промежности;
  • нарушения эрекции;
  • боль во время полового акта, появляющаяся непосредственно перед оргазмом, либо во время него;
  • примесь свежей крови в сперме;
  • во время дефекации может происходить выделение спермы, за счет раздражения воспаленного семенного бугорка твердыми каловыми массами;
  • затрудненное мочеиспускание, ослабление напора струи мочи, ощущение неполного опорожнения мочевого пузыря.

Диагностика

Диагностика основывается на выяснении жалоб пациента; данных пальцевого ректального исследования простаты; результатах посева эякулята (или секрета простаты), ПЦР диагностики инфекций передающихся половым путем; уретроскопии.

уретроскопия семенной холмик.jpeg

Лечение колликулита включает антибактериальную, противовоспалительную, общеукрепляющую терапию, физиотерапию. В случаях, когда длительный воспалительный процесс привел к замещению тканей семенного бугорка соединительной тканью, проводят трансуретральную резекцию семенного холмика.

Гипертрофия семенного бугорка

Гипертрофия семенного бугорка- является одним из самых редких поражений задней уретры. Это аномалия развития, при которой семенной холмик увеличен в размере. Симптомы заболевания основаны на развитии инфравезикальной обструкции: затрудненное мочеиспускание, ослабление напора струи мочи, ощущение неполного опорожнения мочевого пузыря. При крайней степени нарушения мочеиспускания развивается острая задержка мочеиспускания. Лечение – оперативное.