Эндометриоз

Главная \ Гинекология \ Эндометриоз
  1. Что происходит при эндометриозе?
  2. Факторы, предрасполагающие развитие эндометриоза
  3. Симптомы и лечение

Эндометриоз - часто встречаемая гинекологическая патология, которая развивается в основном у женщин 25-30 лет.

Что происходит при эндометриозе?

При данной патологии ткань, которая обычно выстилает внутреннюю часть матки — эндометрий - растет вне матки. Эндометриоз чаще всего вовлекает в процесс яичники, маточные трубы и ткани, выстилающие таз. Иногда, эндометриоидная ткань может распространиться за пределы тазовых органов. При этом очаги, как и эндометрий в полости матки, проявляют чувствительность к гормональным изменениям во время овариального цикла, и могут стать причиной кровотечений или образования кист с кровянистым содержимым. Окружающие ткани подвергаются вялотекущему воспалению, в конечном итоге развивается рубцовая ткань и спайки — аномальные тяжи фиброзной ткани, которые могут привести к тому, что тазовые ткани и органы будут притягиваться друг к другу. Эндометриоз может стать причиной тазовой боли в период менструального цикла. Могут развиваться проблемы фертильности. К счастью, доступны эффективные методы лечения.

В зависимости от места расположения очагов эндометрия различают:

• Экстрагенитальный эндометриоз (когда очаги расположены на соседствующих с маткой и ее придатками органах: прямой кишке, мочевом пузыре и т.д.);
  • Генитальный эндометриоз - в процесс вовлечены только репродуктивные органы:
    • Наружный генитальный эндометриоз - сопровождается поражением придатков матки и брюшины.
    • Аденомиоз - инвазия эндометрия в подлежащий (мышечный) слой матки.

Также различают клинические степени тяжести эндометриоза:

• 1 степень - наличие мелких, единичных очагов в поверхностных слоях органа;
  • 2 степень - несколько очагов, с частичной инвазией в толщу органа;
  • 3 степень - много очагов эндометриоза с глубоким залеганием их, наличие тонких спаек брюшины или мелких овариальных эндометриоидных кист;
  • 4 степень - перфорации смежных органов (кишечника, влагалища, мочевого пузыря), плотные их сращения с маткой или яичниками, крупные, множественные и глубокие очаги эндометриоза; двустороннее поражение яичников с образованием крупных кист.

Факторы, предрасполагающие развитие эндометриоза

Доподлинно причины эндометриоза не выяснены, но существует несколько факторов, которые повышают риск развития этого заболевания:

• Гипоэстрогенэмия. Первичное или вторичное (на фоне дисбаланса гормонов щитовидной железы, гиперкортицизма и т.д.) снижение эстрогенов считают одной из самых вероятных причин эндометриоза.
  • Анатомические особенности строения маточных труб (короткие трубы с широким просветом), нарушение их перистальтики в совокупности с обильными менструальными кровотечениями может спровоцировать заброс содержимого матки в брюшную полость.
  • Травматическое воздействие на полость матки в результате аборта или при хроническом эндометрите часто приводит к развитию аденомиоза.

Симптомы и лечение

Заподозрить эндометриоз можно по таким симптомам:

• Тазовые боли циклического характера, обычно связанные с менструальным циклом , появляются за 2 дня до месячных или сопровождают их - дисменорея. При отсутствии лечения боли приобретают постоянный характер.
  • Боль во время полового акта.
  • Склонность к обильным и продолжительным менструациям при небольшой продолжительности цикла (25-28 дней).
  • Бесплодие.
  • Боль при дефекации или мочеиспускании (на 4 стадии заболевания).

Лечение эндометриоза зачастую проводят на этапе борьбы с его осложнениями (2-4 стадия), когда помимо медикаментозной терапии показано хирургическое лечение. Для консервативной терапии ранних стадий эндометриоза применяют:

• Симптоматическое лечение - применение НПВС или КОК для купирования боли.
  • Гормонотерапия (этиотропное лечение):
    • Агонисты гонадолиберина (ГнГР) - диферелин, трипторелин, Декапептил-депо;
    • Неместран (Гестринон);
    • Монофазные КОК;
    • Даназол;
    • Прогестиновые препараты - диеногест, дидрогестерон.

Крупные очаги и овариальные кисты, возникшие при эндометриозе, требуют хирургического лечения. Чаще всего используют:

• Кисты яичников вылущивают посредством лапароскопической техники
  • Очаги эндометриоза другой локализации удаляют с помощью лазерной вапоризации, электрокоагуляции или резекции также эндоскопически.