Гарднерелла (Gardnerella vaginalis). Гарднереллез. Бактериальный вагиноз.

Главная \ Урология \ Заболевания передающиеся половым путем \ Гарднерелла (Gardnerella vaginalis). Гарднереллез. Бактериальный вагиноз.
  1. Гарднерелла (Gardnerella vaginalis)
  2. Причинами развития бактериального вагиноза
  3. Симптомы гарднереллеза
  4. Лечение гарднереллеза
  5. Профилактика гарднереллеза
  6. Осложнения и последствия гарднереллеза
  7. Гарднереллез у мужчин

бактериальный вагиноз. гарднерелла

Гарднерелла (Gardnerella vaginalis) — вид микроорганизмов рода Gardnerella, являются факультативными анаэробами (бактерии, способные жить как в присутствии, так и в отсутствие кислорода).

Около 20 % всех женщин сексуально активного возраста вынуждены бороться с таким заболеванием как бактериальный вагиноз. При этом, несмотря на то, что сам микроорганизм под названием «гарднерелла» всегда присутствует в микрофлоре влагалища даже у здоровой женщины, резкое увеличение количества этих простейших свидетельствует о наличии инфекции.

Любой дисбактериоз влагалища — это нарушение баланса микрофлоры. Не обязательно речь может идти о появлении патогенных микробов, может происходить изменение процентного соотношения постоянно присутствующих бактерий. Гарднерелла «открывает ворота» для других болезнетворных микробов, участвуя в подготовке почвы.  В том случае если по каким-либо причинам гарднереллёз начинает свое развитие и гарднереллы быстро размножаются, воспалительное заболевание появляется вследствие того, что продукты метаболизма микроорганизмов губительно влияют на остальную микрофлору. Нарушенная микрофлора — лучшая основа для жизни и роста бактерий, которые вообще не должны присутствовать у здоровой женщины и негативно сказываются на здоровье ее мочеполовой сферы. Речь идет о  бактериях, которые при развитии бактериального вагиноза легко попадают в нарушенную микрофлору влагалища и становятся причиной воспаления.

Причинами развития бактериального вагиноза могут быть:

• прием контрацептивов местного действия,
  • длительный прием контрацептивов общего действия,
  • лечение антибактериальными препаратами (антибиотиками), которые помимо патогенных микроорганизмов подавляют и «полезные» бактерии в составе микрофлоры,
  • частые спринцевания,
  • стресс,
  • интенсивные и длительные эмоциональные и физические нагрузки,
  • нарушения и изменения гормонального фона,
  • снижение иммунитета,
  • длительные диеты.

Симптомы гарднереллеза

Как правило, симптомы гарднереллеза, достаточно показательны для этого заболевания – это влагалищные выделения. Выделения могут быть прозрачными, белыми, серовато-белыми, желтоватыми или зеленоватыми. Чаще всего они обильны, однородные по консистенции, кремообразные или водянистые, часто бывают пенящимися.  Половые губы при этом краснеют и отекают, появляется чувство жжения и зуда, могут появиться боли в области влагалища и промежности. Наиболее показателен запах этих выделений, напоминающий запах испорченной (тухлой) рыбы.

Лечение гарднереллеза

Принцип лечения состоит в  снижении  количества гарднерелл во влагалище, «заселение» влагалища представителями нормальной микрофлоры и восстановление  как «местного», так и общего иммунитета. Недопустимо самолечение!

Через 7-10 дней  после завершения терапии проводят первое контрольное лабораторное обследование, повторное — через 4–6 недель.

Врач смотрит, насколько изменилась клиническая картина заболевания, все ли симптомы дисбиоза влагалища удалось устранить при помощи лечения. Это касается и субъективных ощущений таких как боль, жжение, дискомфорт при половом контакте, и объективной картины, полученной при помощи лабораторных исследований.

Профилактика гарднереллеза

Профилактика гарднереллеза чрезвычайно проста. Прежде всего, она заключается в бережном отношении к своему организму.

Поскольку главной причиной развития гарднереллеза является снижение иммунитета, приводящее к нарушениям в микрофлоре влагалища, и гормональные нарушения, то при профилактике гарднереллеза следует думать о том, что способствует укреплению иммунной системы. Это здоровый и правильный образ жизни - отсутствие переутомления и стрессов, здоровое питание, достаточное количество сна. Важно не допускать переохлаждений, соблюдать правильную гигиену половых органов,  «разумное сексуальное поведение». Следует отказаться от частых спринцеваний  в целях гигиены и применения противозачаточных средств, содержащих 9-ноноксинол.

Внимательно следить за наличием выделений из влагалища, оценивать их характер и при первых же симптомах обращаться к врачу. Выполнять  регулярные профилактические обследования.

Осложнения и последствия гарднереллеза

Гарднереллез при всей своей кажущейся безобидности требует лечения. Без надлежащего лечения гарднереллез может привести к таким последствиям, как воспалительные заболевания органов малого таза -  эндометриту, аднекситу,  а длительно существующий воспалительный процесс грозит развитием бесплодия.

Развитие таких серьезных заболеваний редко бывает вызвано непосредственно гарднереллезом. обычно к ним приводит нарушение нормальной микрофлоры влагалища и внедрение на место здоровых микроорганизмов патогенных бактерий, развитие гарднереллеза способствует снижению местного иммунитета и увеличивает риск  любых воспалительных заболеваний мочеполовой системы.

Гарднереллез у мужчин

Гарднереллы в мужскую половую систему попадают исключительно во время сексуального контакта и благополучно выводятся из него за 2–3 дня с током мочи, обследование на наличие Gardnerella vaginalis и интенсивное лечение гарднереллеза у мужчин по мнению многих специалистов считается не целесообразным, достаточно обработки наружных половых органов растворами антисептиков и соблюдения гигиены половых органов.