Главная \ Урология \ Недержание мочи у женщин и у мужчин: симптомы, причины, осложнения , диагностика
  1. Причины неудержания мочи
  2. Стойкое недержание мочи
  3. Фактор риска
  4. Осложнения
  5. Профилактика
  6. Диагностика недержания мочи
  7. Лечение

Недержание мочи – неуправляемая потеря мочи - распространенная проблема, которая оказывает существенное влияние на качество жизни людей. Тяжесть варьируется от случайной эпизодической утечки мочи, когда вы кашляете или чихаете, внезапных, трудно сдерживаемых позывов, которые невозможно контролировать, до постоянного подтекания мочи и необходимости использования памперсов.

Хотя это состояние наблюдается чаще, когда люди стареют, все же недержание мочи не является неизбежным следствием старения. Если недержание мочи влияет на вашу повседневную деятельность, не стесняйтесь обратиться к врачу. Вам на помощь придут специалисты урологи, урогинекологи, гинекологи.

Для большинства людей, простые изменения образа жизни или медикаментозное лечение могут облегчить дискомфорт или остановить потерю мочи.

Виды недержания мочи включают:

• Стрессовое недержание мочи. Потеря мочи, когда оказывается давление на мочевой пузырь при кашле, чихании, смехе, физических упражнениях или при поднятии тяжестей или просто ходьбе.
  • Ургентное недержание. Неожиданные, интенсивные позывы к мочеиспусканию, сопровождающиеся непроизвольной потерей мочи. Может сопровождаться состоянием, при котором сохраняется желание часто мочиться. Недержание мочи может быть вызвано временным состоянием, таким как острая инфекция, или более тяжелым состоянием, таким как неврологическое расстройство или сахарный диабет.
  • Ишурия парадокса. Вы испытываете частое или постоянное подтекание мочи из-за отсутствия полного опорожнения мочевого пузыря – наличия остаточной мочи. Наблюдается у мужчин при гиперплазии предстательной железы.
  • Функциональное недержание. Обусловлено наличием физических или умственных состояний, которые не позволяют вовремя дойти до туалета. Например, тяжелый артрит.
  • Смешанное недержание мочи.

Причины неудержания мочи

Недержание мочи - это не болезнь, это симптом и может свидетельствовать о наличии весомой проблемы со здоровьем. Тщательная оценка Вашего состояния врачом может помочь определить причину инконтиненции (incontinence).

Временное недержание мочи

Некоторые напитки, продукты и лекарства могут действовать как мочегонные средства, стимулируя мочевой пузырь и увеличивая объем выделяемой мочи. Они включают в себя: алкоголь, кофеин, газированные напитки и газированная вода, шоколад, перец чили, продукты с высоким содержанием специй, сахара или кислоты, особенно цитрусовые, большие дозы витамина С, диуретики в чистом виде и гипотензивные препараты, содержащие их в своем составе, седативные и миорелаксанты.

Недержание мочи может также быть вызвано легко поддающимся лечению заболеванием, таким как:

• Инфекция мочевыводящих путей. Инфекция, вызывая воспаление слизистой, может раздражать мочевой пузырь, провоцировать сильные позывы к мочеиспусканию, иногда недержание мочи.
Запишитесь на прием к урологу по телефону 8(812)952-99-95 или заполнив форму online - администратор свяжется с Вами для подтверждения записи

Стойкое недержание мочи

Недержание мочи может также быть стойким состоянием, вызванным лежащими в основе физическими проблемами или изменениями, включая:

• Беременность. Гормональные изменения и увеличение веса плода может привести к стрессовой инконтиненции.
  • Роды. После вагинальных родов наступает ослабление мышц тазового дна, происходит так называемое опущение органов. При пролапсе мочевой пузырь, матка или прямая кишка пролабируют в разной степени выраженности и это может вызвать недержание мочи.
  • Менопауза. После наступления менопаузы у женщины вырабатывается меньше эстрогена, гормона, который помогает сохранить слизистую оболочку мочевого пузыря, уретры и влагалища здоровой. Развивается атрофия слизистой, что может привести к недержанию мочи.
  • Гистерэктомия. У женщин, мочевой пузырь и матку поддерживает множество мышц и связок. Любая операция, которая выполняется на органах малого таза, включая удаление матки, может повредить поддерживающие мышцы тазового дна, что может привести к недержанию.
  • Увеличенная простата. Особенно у пожилых мужчин, недержание часто связано с увеличением предстательной железы, состояние, известное как доброкачественная гиперплазия предстательной железы.
  • Рак простаты. У мужчин, чаще всего, недержание мочи является побочным эффектом лечения рака простаты, в частности как последствие радикальной простатэктомии.
  • Камни мочевого пузыря вызывая воспаление могут сопровождаться симптомом инконтиненции.
  • Неврологические нарушения. Рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, инсульт, опухоль головного мозга или травма позвоночника могут нарушать проведение нервных сигналов, участвующих в контроле сокращений мочевого пузыря и вызывать недержание.
  • Интерстициальный цистит, состояние при котором происходит потеря емкости и эластичности мочевого пузыря, сопровождается не только выраженным болевым синдромом, но и гиперактивностью и недержанием.
  • Гиперактивный мочевой пузырь. Тяжелые формы гиперактивности сопровождаются симптомом недержания мочи.

Фактор риска

Факторы, повышающие риск развития недержания мочи, включают:

• Род. Женщины более подвержены развитию стрессового недержания мочи. Эта разница объясняется беременностью, родами, менопаузой и изменением нормальной женской анатомии в процессе жизни. Тем не менее, у мужчин с развитием проблемам в предстательной железе повышается риск появления гиперактивности и недержания мочи.
  • Возраст. С возрастом мышцы мочевого пузыря и уретры теряют свой тонус, эти изменения увеличивают шансы непроизвольной потери мочи.
  • Избыточный вес. Дополнительный вес увеличивает давление на мочевой пузырь и окружающие мышцы, что ослабляет их и позволяет мочи вытекать при кашле или чихании.
  • Курение. Употребление табака может увеличить риск недержания мочи.
  • Наследственность. Если близкий член семьи имеет недержание мочи, риск развития заболевания выше.
  • Прочие заболевания. Неврологические заболевания или сахарный диабет может увеличить риск развития недержания мочи.

Осложнения хронического недержания мочи включают:

• Проблема кожи. Сыпь, кожные инфекции и язвы могут развиваться от постоянно влажной кожи.
  • Инфекция мочевыводящих путей. Недержание мочи увеличивает риск повторных инфекций мочевыводящих путей.
  • Влияет на Вашу личную жизнь. Недержание мочи может повлиять на социальную жизнь, работу и личные отношения.

Профилактика

Недержание мочи не всегда можно предотвратить. Однако, помочь уменьшить ваш риск может:

• Поддержание здорового веса
  • Упражнения для укрепления мышц тазового дна
  • Снижение употребления кофеина, алкоголя, острой пищи
  • Правильное питание и употребление больше клетчатки, как профилактики нарушений пассажа стула
  • Отказ от курения, как причины развития бронхита курильщика

Диагностика недержания мочи

Важно определить тип недержания мочи, от этого зависит методика лечения.

Помимо сбора анамнеза и осмотра необходимо проведение лабораторных и инструментальных исследований, а именно:

• Анализ мочи. Проводится с целью исключения воспалительного процесса в мочевом пузыре.
  • Дневник мочеиспускания. В течение нескольких дней вы регистрируете все, что связано с мочеиспусканием: сколько пьете жидкости, когда мочитесь, количество мочи, которое выделяете за одно мочеиспускание, отмечаете силу позыва и количество эпизодов недержания.
  • Цистометрия наполнения. Уродинамическое исследование, которое позволяет изучить функцию наполнения мочевого пузыря и определить вид недержания мочи.
  • УЗИ мочевого пузыря и измерение количества остаточной мочи.  Большое количество остаточной мочи в мочевом пузыре может означать, что есть препятствие в мочеиспускательном канале для тока мочи или проблема с нервами или мышцами мочевого пузыря (атония).

Лечение

На сегодняшний день существует много подходов к лечению недержания мочи, начиная от поведенческих методик и заканчивая хирургическими методами. Выбор метода лечения зависит от вида недержания и степени тяжести заболевания.

Врачи медицинского центра Уроклиник специализируются на лечении данной патологии уже на протяжении более 20 лет.

Помните, недержание мочи не норма ни в каком возрасте!

Подробнее о лечении всех видов недержания мочи можно ознакомиться в нашей следующей статье: «подробнее»