Предменструальный синдром (ПМС)

Главная \ Гинекология \ Предменструальный синдром (ПМС)
  1. Что такое ПМС
  2. Причины появления предменструального синдрома
  3. Симптомы ПМС
  4. Стадии ПМ синдрома
  5. Диагностика предменструального синдрома
  6. Лечение ПМС

ПМС - симптомокомплекс, регулярно наступающий у женщин за 2-10 суток до менструации. Он проявляется изменениями психоэмоционального состояния, увеличением и чувствительностью молочных желез, болью и тяжестью внизу живота. Данные ВОЗ указывают на то, что количество женщин страдающих ПМС увеличивается пропорционально их возрасту: в 21-29 лет его выявили у 20% респондентов, в 45 лет - у 55%. В группах старшего возраста заболеваемость ПМС достигает 90%.

Причины

Точная причина ПМС не установлена. Отмечается корреляция синдрома с дефицитом массы тела, высокой интеллектуальной и психоэмоциональной нагрузкой у пациенток. Чаще предменструальный синдром наблюдается у женщин, перенесших скачки гормонального фона (аборты, роды) с патологией сердца и сосудов, органов пищеварения или ЦНС.

Существует несколько гипотез происхождения ПМС:

• Гормональная. Считается, что спровоцировать синдром может неправильное преобразование прогестерона (в прегненолон - антагонист рецепторов к А- и В-ГАМК). Рассматривают влияние кортикостероидов и мужских гормонов (андростендиона и тестостерона) на течение ПМС.
  • Гипотеза гиперчувствительности. Основана на аллергической реакции к эстрогенам в ЛГ-фазе овариального цикла.
  • "Водной интоксикации". Предполагается наличие связи между изменением регуляции ренин-ангиотензин-альдостероновой системы (РААС; при повышенной секреции АКТГ), и задержкой тканевой жидкости у женщин с ПМС.
  • Нейромедиаторного дисбаланса гипофизо-гипоталамической системы. Современная концепция рассматривает повышение меланостимулирующего гормона (МСГ). Связываясь с эндорфинами и половыми стероидами, он способен провоцировать высокие концентрации вазопрессина, пролактина, эмоциональную лабильность и усиление аппетита.

Предменструальный синдром затрагивает несколько систем в организме:

• Со стороны психоэмоциональной сферы пациентки жалуются на частые перепады настроения, депрессивное состояние, чрезмерную раздражительность и плаксивость.
  • Нарушения в работе вегетативной НС и сосудов выражаются в скачках АД, краниалгиях (головных болях), кардиалгиях (болях в сердце), тошноте (вплоть до рвоты).
  • Общие метаболические признаки включают увеличение и нагрубание груди, кожный зуд, гипертермию, отеки тела.

По доминированию в клинических проявлениях определенной группы симптомов различают 4 основные типа ПМС:

• Отечная (при повышении альдостерона). Проявляется отеками ног, лица, брюшной полости, вздутием живота.
  • Нервно-психическая (на фоне высоких концентраций эстрогенов и низких - прогестерона, или избытка андрогенов). Возникают тревожные переживания, раздражительность (эстрогены), или депрессивное состояние, апатия, расстройства сна, забывчивость (андрогены), Также характерна сверхчувствительность к запахам и звукам, у подростков - агрессивность.
  • Цефалгическая (связана с увеличением секреции простагландинов, часто сочетаться с усиленным аппетитом). Женщин беспокоит мигренеподобное состояние: головная боль (сильная, пульсирующая, в зоне виска, иногда отдает в глаз), тошнота, гипергидроз, нагрубание груди, головокружение, сильная восприимчивость к звукам и запахам.
  • Кризовая (на фоне изменения АД на фоне изменений в симпатоадреналовой системе). Возникает гипертензия (иногда достаточно увеличения давления на 10-20 мм.рт.ст.), сильное сердцебиение, боязнь смерти, ощущение сдавливания за грудиной. Из-за централизации кровоснабжения наблюдается похолодание и онемение в конечностях. Криз завершается усилением диуреза.

Вышеописанные формы встречаются чаще всего, но кроме них выделяют еще 4 атипичных варианта течения ПМС:

• Гипертермическая - сопровождается подъемом температуры в ЛГ-фазе менструального цикла (МЦ).
  • Гиперсомническая - в лютениновой фазе наступает чрезмерная сонливость.
  • Офтальмоплегическая - перед менструацией отмечается мышечная слабость половины тела, одностороннее опущение века.
  • Циклические аллергические проявления обычно отмечаются в виде астмы, язвенных гингивостоматитов, менструальных мигреней и иридоциклитов.

Клиническое разделение классифицирует ПМС на легкую (до 3-4 признаков за 2-10 суток до КД) и тяжёлую (5-12 проявлений за 3-14 суток до КД) формы.

Запишитесь на прием к урологу по телефону 8(812)952-99-95 или заполнив форму online - администратор свяжется с Вами для подтверждения записи

Стадии

По динамике течения предменструальный синдром подразделяется на такие стадии:

• Компенсированная. Признаки ПМС возникают в ЛГ-фазе цикла и исчезают с началом КД без прогрессирования симптоматики со временем.
  • Субкомпенсированная. Проявления ПМС проходят на 1-3 сутки после начала КД и усугубляются с годами.
  • Декомпенсированная. Симптоматика сохраняется на всем протяжении КД, иногда остаются по их завершению; отмечается их явное усиление со временем и сокращение "светлых промежутков".

Диагностика

Часто признаки ПМС расценивают как отдельное соматическое заболевание, в связи с чем, улучшение состояния женщины в ФСГ-фазу врач может принять за результат лечения. Основные параметры, исследуемые при диагностике ПМС:

• Выявление цикличности симптомов. Женщине желательно завести дневник самочувствия и отмечать дни, когда начались признаки ПМС, его симптомы и день их прекращения.
  • Неврологические заболевания исключают с помощью ЭЭГ, реоэнцефалографии мозговых сосудов.
  • Определяют выраженность эндокринного дисбаланса с помощью анализов крови на ПГЕ 2, прогестерона и пролактина накануне и по наступлению критических дней.
  • При нервно-психической форме дополнительно назначается краниография, консультация невролога и психиатра.
  • Определить отечную форму синдрома помогает контроль суточного количества мочи (в норме выводится на 300-400 мл больше выпитого) за несколько суток до критических дней и при их наступлении, маммография и анализ крови на остаточный креатинин и азот.
  • Цефалгическая форма требует консультации офтальмолога и невролога, дополнительного обследования глазного дна и рентгенографии свода черепа.
  • Кризовая форму определяют посредством краниографии и мониторинга АД.

Лечение

В основном применяют консервативные фармакологические, гормональные и физиотерапевтические методы лечения предменструального синдрома. Большую роль играет модификация образа жизни пациентки. Назначения и рекомендации врачей при ПМС включают:

• нормализацию режимов сна, отдыха и работы;
  • регулярная дозированная физическая активность;
  • правильное питание (или хотя бы обогащение рациона нежирной и полезной пищей: паровым мясом и рыбой, овощами, творогом и т.д.);
  • нейролептики, ноотропы , иногда - транквилизаторы, препараты ГАМК с 14 дня цикла;
  • Вит. В6+ Са (Кальций) - уменьшают возбудимость и раздражительность;
  • Препараты, укрепляющие стенки сосудов и регенерацию тканей (вит. А, Е, С); антиоксидантные микроэлементы (Zn, Co, Cu, Se);
  • фитопрепараты;
  • диуретики на 18-26 день МЦ;
  • эстроген-гестагенные лекарства (при эндокринном дисбалансе ЛГ-фазы);
  • физиолечение - бальнеотерапия (водные процедуры, промывание кишечника и питьевой прием целебных вод), общая гальванизация, франклинизация, электросон, рефлексотерапия, электрофорез.

Лечебные мероприятия требуют регулярного и длительного повторения для достижения результата. В первый год все процедуры выполняют по предписаннной схеме без перерывов терапевтического курса, в последующем лечение проводится курсами по 3 месяца с перерывом в 2-3 месяца.